Информация о странах / Бельгия /

Достопримечательности

Среди архитектурных памятников Бельгии можно отметить: собор (13-15 вв.), готическую ратушу (15 в.), Дворец правосудия (19 в.) - в Брюсселе; собор св. Бавона со знаменитым «гентским алтарем» (1432), расписанным Хубертом ван Эйком и Яном ван Эйком - в Генте; готический собор Нотр-Дам (14-15 вв.) со шпилем высотой 121,9м; готические суконные ряды (13-14 вв.) с городской башней (13-15вв.), церковь Онзе-ливе-Врауэ-керк (13-16 вв.) с мраморной статуей «Мадонны с младенцем» Микеланджело - в Брюгге. Среди музеев страны выделяются Музей валлонского искусства в Льеже, Королевский музей изящных искусств в Брюсселе, Королевский музей изящных искусств в Антверпене с богатой коллекцией работ фламандских мастеров живописи.

Музеи Бельгии

Бельгию можно без преувеличения считать музеем под открытым небом. Сохранившиеся в неприкосновенности исторические центры Антверпена и Гента, замершие в средневековье Лувен, Мехелен и особенно Брюгге, заставляют забыть о современности и дают возможность наслаждаться обаянием маленьких старинных городков.

Искусство любой страны особенно ярко предстает в ней самой, среди ее природы и культуры. Искусство фламандских художников с максимальной полнотой раскрывается на территории бывшей Фландрской области, в северной части Бельгии.

Живопись XV века - золотого века нидерландского изобразительного искусства - наиболее разнообразно представлена в музейных собраниях Антверпена, Брюгге, Гента и Брюсселя. Таинственный и величавый Ян ван Эйк, скорбный и торжественный Рогир ван дер Вейден, изысканный Ганс Мемлинг и другие художники североевропейской школы определяют лицо бельгийских музеев. Крупнейшими из них являются Королевский музей в Антверпене, Королевский музей в Брюсселе, Музей изящных искусств и Музей Ганса Мемлинга в Брюгге.

Музеи Антверпена

Для любителя живописи Антверпен прежде всего связан с именем великого Петера Пауля Рубенса. Рубенс прожил в Антверпене большую часть жизни. Одна из главных городских святынь Антверпена - домик Рубенса. Произведения Рубенса можно увидеть в знаменитейшем антверпенском храме - Соборе Богоматери (Onse Live Vraukerk) и во многих других церквях Антверпена, в том числе в церкви св. Иакова, где похоронен художник.

Среди многочисленных музеев Антверпена наибольший интерес представляют Королевский музей изящных искусств, Музей Майер ван ден Берг и музей Плантена-Моретуса.

Музей Майер ван ден Берг

В старинном особняке в центре города, в пяти минутах ходьбы от Собора Богоматери находится небольшой музей Майер ван ден Берг - один из самых интересных и богатых музеев Антверпена. Основную часть экспозиции музея составляют произведения прикладного искусства средневековья. Там представлены также скульптура и живопись фламандских мастеров XIII-XVIII в.

Секрет обаяния музея - в особой камерности, интимности экспозиции. Интерьер стилизован под жилище состоятельного бюргера эпохи Возрождения. Гуляя по комнатам, посетитель встречает шедевры фламандских мастеров интерьера: гобелены и мебель, витражи и маленькие домашние алтари, образцы знаменитых брабантских кружев и восхитительные деревянные раскрашенные скульптуры. Гордость собрания - две картины великого фламандского художника XVI в. Питера Брейгеля Старшего: «Безумная Грета» и «Нидерландские пословицы».

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17 часов. Выходными считаются также 1 и 2 января, 1 мая, праздник Вознесения, 1 и 2 ноября, 25 и 26 декабря. Музей работает в понедельник после второго воскресенья августа, а также в понедельники на второй день Пасхи и Пятидесятницы.

Королевский музей изящных искусств

Крупнейшая картинная галерея города. Основу ее составляют картины, принадлежавшие некогда гильдии св. Луки - ассоциации художников, основанной в 1442 г. Гильдия распалась в 1773 г., после чего находившиеся в ее владении картины Рубенса, Иорданса и других знаменитых голландских мастеров XVI-XVII века перешли к музею. Часть коллекции была вывезена из Антверпена во время французской оккупации 1794-96 г.г., но после падения Наполеона вернулась в музей.

В 1841 году, благодаря бесценному пожертвованию бывшего бургомистра Флорента ван Эртборна, коллекция музея пополнилась полотнами так называемых «фламандских примитивистов» - представителей «золотого века» нидерландской живописи ван Эйка, ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга и работами других старинных мастеров, в том числе гения Итальянского Возрождения Антонелло да Мессина.

В музее представлены также бельгийские художники Нового времени, и среди них знаменитый Рене Магритт.

В отличие от большинства картинных галерей, залы Королевского музея различаются не номерами, а буквами. В зале Q расположены картины самых почитаемых мастеров нидерландской живописи XV века. Там можно увидеть два шедевра Яна ван Эйка и знаменитый триптих Рогира ван дер Вейдена «Семь таинств». В соседнем зале посетитель восхитится творениями Ганса Мемлинга. Еще один зал порадует прекрасной коллекцией картин знаменитого антверпенца XVI в. Квентина Массейса (бельгийцы называют его Metsys), а поклонники пышного XVII века, несомненно, проведут немало времени в залах Рубенса и Ван Дейка.

Музей открыт с 10 до 17 часов. Выходной - понедельник, а также 1 января, 1мая, 25 декабря и праздник Вознесения.

Музеи Брюгге

Официальное название этого музея - Городской музей изящных искусств. Однако гораздо более популярно второе его имя - музей Гронинге, связанное не только с проходящей рядом Гронинге страат - улице Гронинге, но и с полями Гронинге в бельгийском местечке Кортрейк (Куртре), где 11 июля 1302 г. фламандское народное ополчение наголову разбило блестящую конницу французского короля. Победа в этом сражении, получившем впоследствии название "Битвы золотых шпор" (700 золотых шпор французских рыцарей были в качестве трофеев вывешены в соборе Куртре), до сих пор - предмет национальной гордости фламандцев.

Начиная с XVIII века, когда начала формироваться коллекция городского музея, и по настоящее время, хранители музея сознательно ограничивают себя собиранием картин только тех художников, кто жил и работал в Брюгге. Некогда крупнейший фламандский торговый город, резиденция двора Бургундских герцогов, Брюгге может позволить себе такую роскошь: в XV веке именно там оказался художественный центр нидерландской школы живописи, которую сейчас на Западе называют "фламандскими примитивистами". Художники, принадлежащие к ней, не так известны русским любителям живописи, как, например, мастера итальянского Возрождения или французского классицизма, но по своему мастерству и новаторству, строгой детализированности в сочетании с одухотворенностью эта школа несравненна.

Первый и величайший ее представитель - Ян ван Эйк (легенда приписывает ему изобретение масляных красок). В музее Гронинге две его картины: портрет жены художника, Маргареты ван Эйк и прославленная "Мадонна каноника ван дер Пале". Сам каноник, заказчик картины, по традиции изображен на картине в почтенном обществе самой Богоматери, а также св. Домициана и св. Георгия. Каждая деталь на этой картине - истинное чудо, будь то инкрустированный пол, многоцветный бархатный ковер у ног Мадонны, кольчуга св. Георгия, где передан не столько сам металл, сколько блики света на нем.

Еще один великий художник нидерландской школы XV века - Ганс Мемлинг. В музее можно видеть лишь одно его произведение - алтарь святого Христофора. Зато в нескольких десятках метров от музея Гронинге, в капелле бывшего госпиталя св. Иоанна, ныне находится музей Мемлинга, где хранятся шесть его произведений, созданных специально для госпиталя.

Среди мастеров "золотого века" нидерландской живописи, представленных в музее Гронинге, следует также назвать Герарда Давида и Гуго ван дер Гуса. Но большой ошибкой было бы увлечься громкими именами и пренебречь анонимными художниками Брюгге XV века - настолько высоко в эту эпоху стоял уровень нидерландской живописной школы.

Искусство "фламандских примитивистов", без сомнения, самая ценная часть коллекции Гронинге. Однако подлинный ценитель живописи ею не ограничится и будет вознагражден произведениями эпохи барокко и классицизма, а также интереснейшей коллекцией бельгийской школы XX века - как экспрессионистов начала столетия, так и художников "движения Кобры" второй его половины.

Музей открыт с 1 апреля по 30 сентября с 9.30 до 17.00. С 1 октября по 31 марта - перерыв с 12.30 до 14.00. Выходной день вторник.

Музей Грутхус

Сохранность исторического облика средневекового Брюгге без преувеличения может быть названа уникальной. Но даже среди исторической застройки Брюгге выделяется дом Грутхус - жемчужина гражданской архитектуры позднего Средневековья.

В ту пору семья Грутхус была уже весьма зажиточной, благодаря тому, что ей принадлежала монополия на продажу gruut - сложной смеси приправ, использовавшихся при изготовлении пива. Но прославился дом Грутхус в 1470 году, в разгар войны Алой и Белой Розы, когда английский король Эдуард IV Йорк был вынужден бежать из Англии, спасаясь от сторонников Генриха VI Ланкастера. Убежище во Фландрии ему предоставила богатая семья, полностью именуемая уже ван Брюгге ван дер Аа, лорды Грутхус.

Сегодня это музей быта Средневековья и Нового времени, и поистине впечатление от Фландрии будет неполным без посещения этого единственного в своем роде музея. Единственного - потому что от первых владельцев сохранился не только внешний облик дома, но и некоторые детали обстановки. Так, главный предмет кухни - подлинный камин XV века, изначально построенный для этого здания - дошел до нашего времени в полной неприкосновенности.

Почти 150 лет назад, в 1865 году, когда культ Ренессанса сменила мода на средневековье, Археологическое общество Брюгге положило основу коллекции предметов быта и искусства. В 1955 город Брюгге приобрел и расширил коллекцию музея. Ныне она не ограничивается только памятниками средних веков: в собрание включены прекрасные образцы мебели XVII-XVIII веков, скульптуры XVI-XVIII веков. Гордость музея - полихромный прижизненный скульптурный портрет императора Карла V, датируемый 1520 г. и приписываемый Конраду Мейту. Кроме того, там хранятся множество произведений прикладного искусства, шедевры брюжского текстиля XVII века (великолепные настенные ковры), нумизматическая коллекция, кабинет старинных музыкальных инструментов.

Музей быта выставляет и не столь безобидные экспонаты; так, в одном из залов стоит гильотина, попавшая в Грутхус с франкоязычного юга Фландрии.

Музей открыт с 1 апреля по 30 сентября с 9.30 до 17.00. С 1 октября по 31 марта перерыв с 12.30 до 14.00. Выходной день - вторник.

Госпиталь св. Иоанна (музей Мемлинга)

Гуляя по узким улочкам Брюгге, рано или поздно вы минуете величественное средневековое здание весьма причудливой архитектуры, стены которого уходят прямо в воды одного из многочисленных городских каналов. Это бывший госпиталь святого Иоанна. Его внутренность - собственно лазарет и аптека - до сих пор открыта для посещения. Но сердце этого музея - бывшая капелла госпиталя, где хранятся шесть шедевров одного из величайших нидерландских художников - Ганса Мемлинга (1435-1494).

Легенда гласит, что Мемлинг, уроженец немецкого городка Зелигенштадт, близ Франкфурта, появился в Брюгге как солдат, вместе с войсками бургундского герцога Карла Смелого. Раненый, он едва дошел до стен госпиталя, где его подобрали сестры-монахини, которые и выходили художника. В благодарность он создал ряд творений, которые по сей день принадлежат госпиталю святого Иоанна (ныне музей Ганса Мемлинга). Правда это или нет, но в 1465 году имя Мемлинга упоминается в городской книге Брюгге впервые, а уже в 1480 г. он считается одним из самых состоятельных граждан Брюгге. Почитаемый мастер, зажиточный горожанин и счастливый семьянин (в браке с Анной Валькенере он имел троих детей), Мемлинг похоронен в приютившем его городе, в церкви Сен-Жиль.

Все шесть произведений Мемлинга из госпиталя св. Иоанна - шедевры "золотого века" нидерландской живописи. Но среди них хочется выделить три.

Первый - так называемый "Алтарь св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Евангелиста". Типичный для искусства Нидерландов трехстворчатый складень - один из лучших алтарей Северной Европы. Название ему дали левая и правая створки, на которых изображены, соответственно, гибель Иоанна Крестителя и евангелист Иоанн, пишущий Апокалипсис. Как и всегда у великих нидерландцев, взгляд зрителя, на минуту задержавшись на основных событиях картины, убегает вдаль, на задний план, где четыре апокалиптических всадника несут смерть на землю, а еще дальше, над горизонтом, уже сияет "Жена, облеченная в солнце".

Второй - женский портрет, датируемый 1480 годом, поистине один из прекраснейших портретов в истории мировой живописи.

И, наконец, знаменитая рака святой Урсулы. Около 1489 г. останки святой Урсулы, покоящиеся в Брюгге, были торжественно перенесены из старой раки (до сей поры сохраненной в госпитале св. Иоанна) в новую. Гансу Мемлингу было поручено расписать ее, и рака святой Урсулы стала одним из самых прославленных творений нидерландской живописи.

Шесть панелей рассказывают историю святой Урсулы. Согласно преданию, Урсула, принцесса французской Бретани, согласилась выйти замуж за сына английского короля лишь при том условии, что ей будет дозволено перед браком совершить паломничество в Рим в сопровождении 11 000 девственниц. Разрешение было получено. Урсула со свитой путешествовали через Базель и Альпы и наконец достигли Рима, где получили благословение папы Кириака. Но на обратном пути все они были задержаны гуннами в Кельне (на панели Мемлинга хорошо виден недостроенный Кельнский собор) и мученически погибли.