Информация о странах / Чехия /

Бизнес в Чехии

Регистрация собственной фирмы в Чехии

  • создание и нотариальное оформление договора фирмы, (права и обязанности всех учредителей);
  • назначение управляющего фирмой;
  • наличие юридического адреса фирмы;
  • внесение уставного капитала фирмы на юридический счет фирмы;
  • заявление о регистрации в Торговый Суд ЧР;
  • получение выписки о регистрации и постановка на учет в финансовое управление;
  • присвоение индивидуального номера фирмы;
  • регистрация в Торговом реестре ЧР.

Особенности регистрации фирмы

На территории ЧР, каждый иностранец имеет право зарегистрировать собственную компанию. Уставной капитал фирмы, независимо от кол-ва учредителей, может быть от 200.000 Чешских крон (примерно 7300USD).

Фирма может иметь лицензионный вид деятельности или нет, это зависит от вашего выбора, этот факт влияет и на стоимость регистрации.
Обычный вариант регистрации компании в Торговом Суде ЧР, 2-2,5 месяца.

При регистрации, у вновь создающейся компании, назначается самими учредителями, управляющий. Основное требование к управляющему, это наличие как минимум, годовой визы ЧР. Поэтому не один из учредителей, на момент записи фирмы в Торговом Суде, не может быть назначенным управляющим, если не имеет на момент регистрации годовой визы.

Документы и требования от учредителей, для создания фирмы

  • возраст для учредителей от 18 до 65 лет;
  • предоставить 2-3 рабочих названия фирмы (подлежит проверке в Торговом реестре, во избежание схожести названия);
  • копии заграничного паспорта (первой страницы) всех учредителей;
  • адрес прописки в собственной стране;
  • предоставить доли участия каждого учредителя, в процентах;
  • если регистрация с лицензированным видом деятельности, то предоставление вида деятельности, на который будет запрашиваться лицензия.

В переходных экономиках известны несколько основных моделей приватизации: массовая программа приватизации (МП), модель инсайдеров, модель установления единовременного мажоритарного контроля. Особое место (практически во всех странах) занимает модель смешанного (частно-государственного) контроля. Существуют также специфические для отдельных стран модели, такие как модель "социально-ориентированной" собственности, модель "стандартных продаж" по открытой подписке и модель "case-by-case". Рассмотрим более подробно основные из них.

Массовая программа приватизации (МП). Принцип бесплатного наделения граждан частью государственной собственности не стал всеобщим в Восточной Европе, поэтому значение МП для последующего управления приватизированными предприятиями было неодинаковым в различных государствах. Наиболее широко эта модель применялась в России, Чехословакии (после распада единого государства - в Чехии), Литве, Монголии. Во многих других странах МП проводилась позднее (Албания, Армения, Грузия, Казахстан, Молдова, Словения, Румыния в программе 1995 г., Узбекистан, Украина), находится в стадии подготовки (Болгария, Белоруссия, Польша) или осуществлена для очень небольшой части акций узкого круга предприятий (Эстония, Латвия, Румыния в программе 1991 г.).

В некоторых странах такие схемы не использовались принципиально (бывшая ГДР, Венгрия, Македония, Таджикистан, Узбекистан).

Наиболее масштабная МП среди стран Центральной и Восточной Европы осуществлялась в Чехословакии. Предполагалось, что распределение ваучеров одновременно приведет к появлению множества мелких акционеров и росту нескольких инвестиционных фондов. Это даст толчок развитию рынка капиталов, последующей концентрации собственности у активных инвесторов и - в итоге - эффективности корпораций.

Основой предложения на купонных аукционах в Чехии стали акции 988 предприятий (больше всего: строительства - 132 и пищевой промышленности - 102; меньше всего: химии - 7 и кожевенной промышленности - 5) в ходе 1-ой волны приватизации и 681 - во 2-ой (включая 185 предприятий, чьи активы были не полностью реализованы в ходе 1-ой волны), оцениваемых по балансовой стоимости в 355 млрд. крон.

Исходя из данных по распределению уставного капитала 948 госпредприятий, находившихся в собственности Чешской республики и включенных в 1-ую волну массовой приватизации, можно сказать, что лишь 13% из них реализовывали за купоны менее половины акций, 17% - от 51 до 75% акций, остальные 70% - более 3/4 акционерного капитала. В среднем в ходе 1-ой волны приватизации чешские предприятия выставляли для продажи за купоны 62% акций, словацкие 74%.

Ключевую роль в купонной приватизации сыграли 434 инвестиционных приватизационных фонда (ИПФ) в период 1-ой волны приватизации, когда Чехословакия была единым государством и 353 в период 2-ой, которая проходила только на территории Чехии. Происходила концентрация инвестиционных пунктов (ИП) купонных книжек в относительно небольшом числе ИПФ. В целом, население инвестировало в них 71.8% всех пунктов в ходе 1-ой волны массовой приватизации и 64% - в ходе 2-ой. Инвестиционный банк через учреждение инвестиционной компании создал 11 ИПФ, фирма "HCaC" - 8. В ходе 1-ой волны приватизации 13 крупнейших инвестиционных групп аккумулировали 55.4% всех ИП или 77.63% от собранных всеми ИПФ, 7 групп - 46.1% и 64.7% соответственно, а ставшая рекордсменом группа Чешского Сберегательного банка (ЧСБ) - 11.1% и 15.6%. В ходе 2-ой волны приватизации вышеупомянутые 13 групп смогли привлечь 40.65% всех ИП, новым лидером стал Агробанк, чей ИПФ смог аккумулировать 5.2% ИП.

Вследствие концентрации распыленной посредством купонных книжек собственности в ИПФ высококонцентрированная структура сложилась не только в чешской экономике в целом, но и на уровне отдельных предприятий. Из 842 предприятий, продававших за купоны более 50% акций, мелким акционерам-индивидуалам принадлежит более половины капитала только в 32.3% случаев, ИПФ - в 39.7%. При этом группа из максимум 5 крупнейших фондов имеет более 50% акций на 32.3% предприятий. На первый взгляд может показаться, что концентрация не так велика. Но если проанализировать относительную силу различных типов инвесторов, имеющих более 1% акций, при голосовании на общем собрании акционеров, то оказывается, что группа из максимум 5 крупнейших фондов контролирует 754 предприятия, а 146 компаний контролируется единственным фондом. Картина может быть дополнена следующим фактом: если группа из 3 фондов имеет более 50% акций только на 85 предприятиях, то еще в 495 компаниях она обладает долей меньшей, чем 50%, но большей, чем другой инвестор, владеющий долей капитала, оставшейся после вычитания доли мелких акционеров.

Чехословацкое законодательство об ИПФ (апрель 1992 года) запрещает последним владеть более чем 20% акций одного предприятия и помещать в него более 10% своих активов. Причем группа фондов, созданная одним учредителем, не может владеть более чем 40% акций одного предприятия. Такие внешне достаточно жесткие ограничения на практике довольно гибки, позволяя минимизировать риск инвесторов, в то же время дают ИПФ возможность эффективно контролировать предприятия, являющиеся объектом инвестиций. Среди общей массы ИПФ происходит выделение фондов стратегического контроля.

Сложность классификации деятельности чешских ИПФ с точки зрения практики стран с развитой рыночной экономикой заключается в следующем. С одной стороны, в ходе купонной приватизации выявилась их роль, как самостоятельных субъектов корпоративного управления и участников финансового рынка, что позволяет говорить о тяготении чешского опыта к англо-американской модели корпоративного управления. С другой стороны, не может не обращать на себя тот факт, что учредителями значительной части ИПФ являлись бывшие государственные банки и страховые учреждения, приватизированные лишь частично.

Последнее обстоятельство дает основание говорить, что возникшая на волне купонной приватизации в Чехии система ИПФ аналогична той роли, которую играют банки в экономике Германии. Имеется и некоторое сходство с типично венгерской системой "перекрестной" собственности государственных и смешанных банков и промышленных предприятий. Превратятся ли чешские ИПФ в действительно независимый институт рыночного хозяйства, какие возможны здесь сдвиги после полной приватизацией банков, покажет будущее.

Инвестиции

Для стабилизации развития экономики руководство Чехии приняло ряд мер, направленных на поднятие промышленного производства, увеличению притока инвестиций и увеличению экспорта. Так, в апреле 1999 года правительством принят промышленный план по стабилизации ситуации примерно на десяти жизненно важных предприятиях страны. В список компаний, имеющих возможность принять участие в программе, были включены: Aliaсhem, СKD Рraha, Sроlana, Skоda Рlzen, Tatra, Vitkоviсe, Zetоr и ZРS Zlin.

Создан режим максимального благоприятствования для увеличения инвестиций в экономику Чехии. Инвесторы, направляющие в развитие промышленности более 10 млн. USD, освобождаются от налогов на срок до 10 лет, получают гранты в размере 100 USD за каждое созданное рабочее место, имеют право беспошлинного ввоза оборудования. Особые льготы предусмотрены для компаний, собирающихся сделать долгосрочные инвестиции. В результате на территории республики работают 47 тыс. иностранных компаний.

В общих инвестициях в экономику Чехии доля стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 97%, стран - членов ЕС - 68% и стран группы "большой семерки" - 57%. по оценкам специалистов, на начало 2000 года объем прямых иностранных инвестиций, направленных в экономику Чехии, составил 15,5 млрд. USD. Так, в 1997 году их было получено 1,3 млрд. USD, в 1998 году - 2,5 млрд. USD, в 1999 году - 3,5 млрд. USD.

Больше всего инвестиций было направлено в отрасли транспорта и связи (24%), производства транспортного оборудования (16%), потребительских товаров (13%), строительства (9%).