Информация о странах / Бельгия /

Государственное устройство

Бельгия – федеративное государство, c формой управления - конституционная парламентская монархия. В стране действует конституция 1831 г., в которую неоднократно вносились изменения. Последние поправки были внесены в 1993 г. Глава государства – монарх. Он официально называется «королем бельгийцев». Конституционная поправка 1991 г. предоставила женщинам право занимать трон. Монарх обладает ограниченными полномочиями, но служит важным символом политического единства.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, которое несет ответственность перед палатой представителей. Король назначает премьер-министра как главу правительства, семь министров, говорящих по-французски, и семь министров, говорящих на нидерландском языке, и ряд государственных секретарей, представляющих политические партии в правящей коалиции. За министрами закрепляются конкретные функции или руководство управлениями и отделами правительства. Члены парламента, которые становятся членами правительства, утрачивают статус депутата вплоть до очередных выборов.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Бельгийский парламент двухпалатный, он избирается сроком на 4 года. В сенате заседает 71 сенатор. 40 избирают прямым всеобщим голосованием - 25 от фламандского населения и 15 – от валлонского. 21 сенатор (10 от фламандского населения, 10 – от валлонского и 1 от немецкоязычного) делегируется советами сообществ. Эти две группы кооптируют еще 10 членов Сената (6 нидерландоязычных, 4 франкоязычных). Помимо вышеперечисленных лиц, членами Сената, согласно Конституции, имеют право стать достигшие совершеннолетия дети короля. Палата представителей состоит из 150 депутатов, избираемых прямым, всеобщим тайным голосованием на основе пропорционального представительства. Один депутат избирается примерно от каждых 68 тыс. человек. Каждая партия получает число мест, пропорциональное числу поданных за нее голосов: ее представители отбираются в порядке, зафиксированном в партийных списках. Участие в голосовании обязательно, уклоняющимся от него грозит штраф.

Министры правительства руководят своими ведомствами, набирают в штат личных помощников. Кроме того, в каждом министерстве существует постоянный штат государственных служащих. Хотя их назначение и продвижение по службе регулируются законами, при этом также учитывается их политическая принадлежность, владение как французским, так и нидерландским языками, и, конечно, квалификация.

Региональное управление

В ответ на требования фламандцев после 1960 прошли четыре волны пересмотра конституции, что позволило постепенно осуществить децентрализацию государства, превратив его в федеративное (формально с 1 января 1989). Особенности федеративного устройства Бельгии заключаются в параллельном функционировании двух видов субъектов федерации – регионов и сообществ. Бельгия делится на три региона (Фландрию, Валлонию, Брюссель) и три культурных сообщества (французское, фламандское и германоязычное). Представительская система включает Совет фламандского сообщества (124 члена), Совет валлонского сообщества (75 членов), Брюссельский региональный совет (75 членов), Совет франкоязычного сообщества (75 членов из Валлонии, 19 из Брюсселя), Совет фламандского сообщества (который объединился с фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщества (25 членов) и комиссии фламандского сообщества, французского сообщества и Объединенную комиссию Брюссельского региона. Все советы и комиссии избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок.

Советы и комиссии имеют широкие финансовые и законодательные полномочия. Региональные советы осуществляют контроль над экономической политикой, в том числе и над внешней торговлей. Советы и комиссии сообществ контролируют здравоохранение, охрану окружающей среды, местные органы социального обеспечения, образование и культуру, включая международное сотрудничество в области культуры.

Местное управление

596 коммун местного самоуправления (входящих в состав 10 провинций) являются почти автономными и обладают большими полномочиями, хотя их деятельность зависит от вето губернаторов провинций; они могут обжаловать решения последних в Государственном совете. Коммунальные советы избираются путем всеобщего голосования на основе пропорционального представительства и состоят из 50–90 членов. Это законодательный орган. Коммунальные советы назначают главу правления совета, работающего вместе с бургомистром, который управляет городскими делами. Бургомистр, обычно член совета, выдвигается коммуной и назначается центральным правительством; он может быть также членом парламента и часто является крупной политической фигурой.

Исполнительные органы коммун состоят из шести членов совета и губернатора, назначаемого, часто пожизненно, центральным правительством. Создание региональных и общинных ассамблей значительно уменьшило объем властных полномочий провинций, и они могут их дублировать.

Судоустройство

Судебная система независима в принятии решений и отделена от других ветвей власти. Она состоит из судов и трибуналов и пяти апелляционных судов (в Брюсселе, Генте, Антверпене, Льеже, Монсе) и Кассационного суда Бельгии.

Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются лично королем. Члены апелляционных судов, председатели трибуналов и их заместители назначаются королем по представлениям соответствующих судебных инстанций, провинциальных советов и совета региона Брюссель. Члены Кассационного суда назначаются королем по представлениям этого суда и поочередно палаты представителей и Сената.

Судьи назначаются пожизненно и уходят в отставку лишь по достижении установленного законом возраста. Страна разделена на 27 судебных округов (каждый с судом первой инстанции) и 222 судебных кантона (каждый с мировым судьей). Обвиняемые могут прибегнуть к суду присяжных, в компетенции которого находятся гражданские и уголовные дела, а судебные решения выносятся на основе мнения большинства из 12 членов суда.

Существуют также специальные суды: по урегулированию трудовых конфликтов, коммерческие, военные трибуналы и т.д.

Высшей инстанцией административной юстиции является Государственный совет.

Внешняя политика

Будучи небольшой страной, сильно зависящей от внешней торговли, Бельгия всегда стремилась к заключению экономических соглашений с другими странами и решительно поддерживала европейскую интеграцию. Уже в 1921 г. между Бельгией и Люксембургом был заключен экономический союз (БЛЭС). После Второй мировой войны Бельгия, Нидерланды и Люксембург сформировали таможенный союз, известный под названием Бенилюкс, который позже (в 1960 г.) был преобразован во всеобъемлющий экономический союз. Штаб-квартира Бенилюкса находится в Брюсселе.

Бельгия была членом-основателем Европейского объединения угля и стали (ЭОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое преобразовано в Европейский союз (ЕС). Бельгия входит в состав Совета Европы, Западно-Европейского Союза (ЗЕС) и НАТО. Штаб-квартиры всех этих организаций, а также ЕС находятся в Брюсселе. Бельгия является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН.

Вооруженные силы

По последним данным, в вооруженных силах страны насчитывалось более 75 тысяч человек. Расходы на оборону составляют ок. 1,3% ВВП Внутренние войска обеспечивают порядок в стране. Сухопутные силы, состоящие из наступательных войск, служб боевого и материально-технического обеспечения, насчитывают 63 тыс. человек личного состава. Военно-морской флот насчитывает 4,4 тыс. человек. ВМФ Бельгии осуществляет траление мин для НАТО. Военно-воздушный флот имеет 20,5 тыс. человек в тактических военно-воздушных силах, учебных частях и частях материально-технического обеспечения.