Информация о странах / Люксембург /

Государственное устройство

Люксембург - конституционная монархия. Действующая конституция вступила в силу 17 октября 1868 (неоднократно изменялась и дополнялась).

Глава государства — великий герцог. Согласно конституции, он единолично осуществляет исполнительную власть; определяет порядок организации правительства в его состав, утверждает и обнародует законы, назначает на гражданские и военные должности, командует вооруженными силами, заключает международные договоры и т.д.

Глава государства — законный наследник П.Гюллойм — взошёл на престол 7 октября 2000. Выборы 60 депутатов в однопалатный парламент (палату депутатов) происходят путём прямого народного голосования на срок 5 лет/ Действует также Государственный совет (21 член), предоставляющий рекомендации для палаты депутатов. Этот орган комплектуется главой государства, но по рекомендации премьер-министра.

Административно страна разделена на три округа: Дикирх, Гревенмахер, Люксембург. Наиболее крупные города: Люксембург, Эш цур Алцетте, Дюделанж.

Исполнительная власть

Фактически вся исполнительная власть принадлежит правительству, назначаемому великим герцогом в составе председателя (государственного министра) и министров.

Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (палата депутатов), избирается населением на 5 лет путём всеобщих прямых выборов по системе пропорциональных представительств. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Управление в округах осуществляется комиссарами, в кантонах - бургомистрами. Органами самоуправления в коммунах являются выборные советы.

В судебную систему входят мировые судьи, окружные суды и Верховный суд. Консультативный орган по вопросам права и высший административный суд - назначаемый великим герцогом Государственный совет.

На последних выборах в парламент вошли представители 6 партий: Христианско-социальной партии (CSV) — 29,79%, Люксембургской социалистической рабочей партии (LSAP) — 23,75%, Демократической партии (DP) — 21,58%, Действующего комитета демократии и справедливости (ADR) — 10,36%, Партии «зелёных» (GP) — 9,09%, Марксистской и реформистской коммунистической партии (LEFT) — 3,77%.

Премьер-министром правительства становится обычно представитель партии, набравшей наибольшее число голосов избирателей. Он назначается монархом, но ответственен перед парламентом.

Среди ведущих общественно-деловых организаций, оказывающих влияние на формирование внутренней и внешней политики страны: Федерация промышленников, Ассоциация банкиров (ABBL), Центральные профсоюзы (OGBL) и др.

Политика

Внутренняя политика страны с 1990-х гг. основывается на реализации концепции т.н. люксембургской модели. Она опирается на вполне определённые постулаты: общественно-политическая стабильность, экономическое процветание, «инициативная энергия, превозмогающая малые размеры». Для достижения обозначенных принципов предполагается активное включение государства в хозяйственные процессы и обеспечение автоматической индексации заработной платы в соответствии с темпами инфляции. Считается, что в условиях сравнительно низкого роста цен (1,5—2,5%) реализация такого постулата вполне возможна.

Внешняя политика также направлена на реализацию одного из постулатов люксембургской модели. Люксембург считает, что он имеет право на более масштабное представительство во всех органах ЕС, несмотря на свои скромные размеры. Прежде всего потому, что эта страна выступала одним из инициаторов создания объединения. Кроме того, она уже длительное время (с 1965) является одним из трёх основных центров управления ЕС.