Существующий в Греции внутренний налоговый режим, в т.ч. и в отношении торговых операций, до сих пор отличается от режимов других стран ЕС как количеством взимаемых налогов и сборов, так и общим уровнем косвенного обложения товаров. Однако, этот режим не является дискриминационным в отношении импортеров, поскольку применяется в равной степени как к импортным товарам, так и к аналогичной продукции национальных производителей.

НДС применяется в соответствии с директивой ЕС 91 (680) и законом 1642/1986 с последующими его изменениями. НДС взимается с конечного потребителя товаров и услуг как во внутренний торговле, так и при импорте товаров. Экспорт в третьи страны и поставка товаров резиденту государства ЕС, подлежащему налогообложению в своей стране, освобождаются от греческого НДС.

Базовая ставка налога в Греции – 18%. Для определенных категорий товаров и услуг применяются пониженные ставки: печатная продукция, театральные билеты – 4%, товары и услуги первой необходимости, к которым относятся продукты питания и безалкогольные напитки, транспортные услуги, электроэнергия, услуги гостиниц, предприятий обществественного питания и т.д. – 8%. Для островов бассейна Эгейского моря размер налога понижается на 30%.

Медпомощь, обучение, страховые, банковские и некоторые другие виды услуг, предоставляемые резидентам ЕС, полностью освобождаются от НДС.

Несмотря на то, что в 1997г. закончился переходной период, который был предоставлен Греции для перевода национальной налоговой системы на НДС, до сих пор наряду с ним или вместо него с ряда товаров и услуг взимаются различные налоги, пошлины, сборы и т.д., главным образом в силу того, что они составляют значит. часть общих бюджетных поступлений от косвенных налогов. В частности, специальным налогом (акцизом) облагаются некоторые виды сельхозпродукции, алкоголь, топливо, табак.

Греческие сельхозпроизводители, согласно законам 2214/94, 2238/94 и 1642/86, по своему усмотрению могут использовать специальный режим налогообложения, предусматривающий взимание с них налога, который исчисляется с суммы годового товарооборота с применением единого для каждой из подотраслей сельского хозяйства коэффициента (4% для рыболовства, 5% для растениеводства и 6% для животноводства) вместо обычного НДС.

Важным шагом по упрощению всей системы налогообложения, включая косвенные налоги и платежи, стало принятие в декабре 2000г. охватывающего широкий круг вопросов закона "Налоговые льготы, упрощения и другие положения". Закон упраздняет налог на банковские операции, отменяет более 100 прочих налогов и сборов.

При действующем в ЕС запрете на использование нац. прямых экспортных субсидий греческое правительство применяет скрытые формы поддержки экспортеров и повышения межд. конкурентоспособности их товаров, в частности, путем снижения издержек производства и себестоимости продукции или расходов по продвижению продукции на внешние рынки. Помимо обычного перечня категорий расходов, на величину которых уменьшается облагаемая налогом прибыль, греческим фирмам-экспортерам может предоставляться доп. скидка в виде постоянного коэффициента к объему валовой прибыли.

Греческое законодательство создает неплохую правовую среду для инвест. деятельности. Важнейшим ее элементом является система налоговых стимулов для инвесторов, которая ориентирует их на осуществление капвложений в наиболее предпочтительные с точки зрения оптимизации производства и повышения экспортного потенциала страны отрасли экономики.

Инвестору могут предоставляться налоговые льготы вплоть до полного освобождения от уплаты налога с нераспределенной части прибыли от нового производства в течение 10 лет после осуществления инвестиций, оказываться поддержка в виде покрытия государством части инвест. затрат, расходов на выплату % по инвест. кредиту, по оплате лизинга оборудования. Льготы и дотации распространяются на нац. и иноинвесторов во всех отраслях экономики.

Упоминавшийся выше закон "Налоговые льготы, упрощения и другие положения", который был принят в 2000г., также содержит статьи, направленные на привлечение иностр. капитала. С 1 янв. 2001г. понижены ставки налога на прибыль инокомпаний, осуществляющих строительство по господрядам с 4% до 3,75%, по строительству в частном секторе – с 4,8% до 4,5% с использованием собственных материалов, и с 10% до 9,3% – из материалов третьих лиц. Снижен с 40% до 37,5% налог на прибыль, взимаемый с инокомпаний тех стран, с которыми у Греции нет соглашений об избежании двойного налогообложения.

Правительство все больше внимания уделяет поддержке усилий нац. инвесторов, направленных на на экспорт капиталов в соседние страны. Указанный выше закон позволяет теперь нац. компаниям избегать двойного налогообложения доходов, получаемых ими в результате деятельности дочерних фирм, которые находятся в странах ЕС. Для греческих компаний этот вопрос наиболее актуален в отношении третьих стран. Так, более половины греческих производителей трикотажных изделий уже перенесли часть своей деятельности за пределы Греции – в Болгарию, Македонию, Албанию, Румынию, Турцию. При этом доля фирменной продукции, выпускаемой этими компаниями за рубежом, составляет порядка 2/3 их совокупного производства. Проблемы, возникающие в связи с двойным налогообложением нац. компаний, осуществляющих свою деятельность в третьих странах, а также некоторые другие вопросы, имеющие отношение к налогообложению, решаются путем заключения соответствующих двусторонних межправит. соглашений между Грецией и этими странами.

Что касается рос.-греческих отношений, то следует отметить, что налоговой проблематике обе стороны в последнее время уделяют самое пристальное внимание. В июне 2000г. в ходе офиц. визита в Россию президента Греческой Республики К.Стефанопулоса была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Во время официального визита в Грецию министра иностранных дел РФ И.С.Иванова 12 окт. 2000г. было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими связанными с ними эконом. преступлениями.

Госслужба по борьбе с преступлениями в фин. – эконом. сфере. В дополнение к различным службам, осуществляющим контроль в фин., налоговой, бюджетной и других сферах эконом. деятельности и представленных в основном структурными подразделениями минфина, Банка Греции и подчиненными им организациями, в 1995г. был создан Корпус по борьбе с эконом. преступлениями.

Корпус учрежден законом № 2343/95. В последующем в этот закон вносились изменения, конкретизирующие и дополняющие его отдельные положения (указы президента 218/96; 152/97; 154/97). Корпус подчиняется непосредственно министру финансов, возглавляет его специальный секретарь. Корпус в своей структуре имеет центр. службы и региональные подразделения. Компетенция Корпуса распространяется на всю территорию Греции, свою деятельность он осуществляет параллельно и независимо от других служб минфина. Основными задачами Корпуса являются.

1) Превентивный контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства, выявление объектов налогообложения и, в целом, борьба с уклонением от уплаты налогов, контрабандой, осуществление налоговых проверок.

2) Расследование и борьба с эконом. преступлениями, мошенничеством, незаконными действиями по вопросам компетенции министерства финансов, совершаемыми как в стране, так и за рубежом в ущерб эконом. интересам греческого государства, организаций госсектора и греческой экономики в целом.

3) Предотвращение и борьба с нарушениями и преступлениями, ранее входившими с сферу компетенции других служб минфина, а именно: нелегальное распространение наркотиков, психотропных средств, оружия, взрывчатых веществ, предметов, представляющих археологическую ценность, нелегальный лов рыбы, нелегальная добыча песка, нелегальное использование товаров, находящихся на особом таможенном режиме, нарушение законодательства о защите нац. валюты, о рыбоводстве, о легализации доходов от преступной деятельности.

4) Защита гос. земель от захвата и незаконного строительства на ней юр. и физ. лицами.

Эксклюзивной задачей центр. аппарата Корпуса является разработка оперативных планов и программ по предупреждению и раскрытию эконом. преступлений, предоставление рекомендаций, координация и осуществление надзора за деятельностью региональных подразделений по всему спектру их компетенции.

В 1997г. структура и функции Корпуса были существенно расширены. Во-первых, добавились задачи координации и проведении совместных действий с соответствующими службами ЕС и в интересах ЕС на всей его территории.

Во-вторых, к компетенции Корпуса были отнесены вопросы борьбы с преступлениями в следующих областях эконом. деятельности: а) гос. закупки, финансируемые из госбюджета или бюджета госорганизаций; 6) распределение и использование средств гос. финансирования, кредитов, предоставление льгот частным инвесторам, заключение контрактов по гос. дотированию, субсидированию, кредитованию инвестиций; в) незаконные контракты и сделки в кредитно-фин. сфере в целом, незаконная биржевая и банковская деятельность; г) казино, азартные игры, лотереи; д) интеллектуальная собственность.

Орг. структура центрального аппарата Корпуса: в Управление планирования и координации контроля и розыска входят отделы операт. планирования и розыска по направлениям – уклонение от уплаты налогов, контрабанда, наркотики и оружие; Управление спец. эконом. расследований состоит из отделов – по делам ЕС, контроля закупок, финансирования и кредитов (за счет бюджетных средств), по особым делам (особой важности, подделка денежных знаков, банки, биржи, казино, интеллектуальная собственность, отмывание денег).

Численный состав центр. служб Корпуса определен Указом президента и составляет 119 человек (включая техперсонал). В состав Корпуса входит 13 региональных управлений. Общий численный состав Корпуса – 1452 человека. Расходы госбюджета на деятельность организации составляют 15 млрд. драхм ежегодно (0,04% ВВП). В распоряжении корпуса имеется 16 патрульных судов, 280 легковых автомобилей, 12 автомобилей типа ВАН со спецооборудованием, 4 автомобиля, снабженных аппаратурой рентгеноскопии, 1 передвижная система рентгеноскопии крупных объектов (грузовиков, контейнеров).

Практическая деятельность Корпуса строится на основе планов, составляемых на год. Основные направления : налогообложение (НДС, контроль деятельности развлекательных центров, туристических предприятий, сферы здравоохранения, профсоюзов); производство и реализация товаров, облагаемых спецналогом (нефтепродукты, автомобили, алкогольные напитки, табачные изделия); дотируемый экспорт; дотируемые и субсидируемые инвестиции; распространение наркотиков; лотерейные и азартные игры.

В 1999г. было запланировано проведение 136 тыс. контрольных мероприятий, фактически осуществлено 162 тыс., обнаружено 518 тыс. нарушений. Основное количество нарушений связано с сокрытием от налогообложения доходов и имущества. На нарушения, связанные с контрабандой, приходилось всего 0,3% в количественном отношении, однако, только по незаконно импортированным и конфискованным сигаретам сумма утаиваемых налогов составила в 1999г. 19,1 млн. евро. По оценкам минфина, в 1998г. собираемость НДС в результате деятельности корпуса возросла на 14%, в 1999г. – на 10%.