Информация о странах / Греция /

Достопримечательности

Акрополь

На протяжении тысячелетий Акрополь является символом Афин, священной скалой, представляющей собой связующее звено между величественной цивилизацией древней Греции и современностью. Памятники Акрополя относятся к самым разным хронологическим периодам (от доисторической эпохи до конца античности), а архитектурный ансамбль сложился в V веке до н.э. Именно в этот период Афины вступили в пору расцвета, имевшего определяющее значение для формирования европейской цивилизации. Кроме древних зданий на вершине скалы расположен также Музей Акрополя.

Первые археологические свидетельства о поселениях на священной скале относятся к эпохе неолита (4000 лет до н.э.). Уже в раннюю микенскую эпоху, в XVI веке до н.э., скалу укрепили стенами и возвели царский дворец. Позднее там построили первый храм богини Афины, покровительницы прилегающего города, и с тех пор утес приобретает неотъемлемый эпитет - "священный". В конце VI века до н.э. афиняне называют утес "Акрополем" (верхнем городом) в противопоставление к нижнему городу - "Асти". Когда в VII веке до н.э. аристократы захватили власть, Акрополь продолжает оставаться административным центром Афин. В V веке до н.э. в Афинах установилась демократия, и тогда гражданские, административные и судейские власти переместились на "Агору" и на "Пникс", т.е. примерно туда, где они находятся и сейчас.

Каждый день на священный утёс пешком поднимаются тысячи гостей - как безвестных, так и великих и знаменитых. Они хотят побывать там, откуда начала свой путь классическая европейская цивилизация. Акрополь стал символом всей античности и, в частности, ее эстетики. Во все эпохи и во всемирном масштабе он вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и поэтов.

Музей Акрополя

В Музее Акрополя хранятся бесценные сокровища. Посещение экспозиции поможет вам составить подробное представление об истории и роли Акрополя как главнейшего религиозного центра Афин. Наиболее интересными экспонатами являются:

- Mосхофор - "несущий Тельца" - Исключительно изысканная скульптура VI века до н.э. изображает молодого мужчину, несущего на плечах тельца в приношение богине Афине.

- Архаические коры - статуи молодых девушек, которых в течение долгого периода посвящали богине Афине. Ни одна из них не похожа на другую. Изменения, которые происходят со временем в исполнении прически и в моделировании складок одежды, дают возможность оценить по достоинству развитие скульптурного искусства в древней Греции.

- Скульптуры из убранства Парфенона - Перед вами то немногое, что осталось от одного из чудес искусства всех времен и народов. Среди экспонатов этой группы обратите особое внимание на несколько пластин с фриза, изображающих богов Олимпа, а также на метопы (прямоугольные промежуточные плиты фриза) с изображением сцены из кентавромахии (борьбы лапифов с кентаврами).

- Кариатиды - Скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия южного портика Эрехтейона (420 год до н.э.). Весьма вероятно, что имя свое они получили от женщин Кареи (древнего города Аркадии в Пелопоннесе), которые, как предполагается, были моделями скульптурных изображений. Во время турецкого владычества кариатид называли окаменевшими принцессами или девами крепости.

Парфенон

Парфенон - жемчужина Акрополя. Возведенный в середине V в. до н.э., он уже тогда стал символом города, а позднее и всей Эллады. Парфенон ("пристанище целинных") начали строить еще в VI веке до н.э. Он претерпел заметные разрушения во время нашествия персов в 480 г. до н.э. Парфенон представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой: с фасадных сторон по 8 колонн, с продольных по 17. Внутри помещение храма разделялось глухой стеной. В западной его части помещались первоначально предметы культа, а позже государственная казна, в восточной части находилось помещение со статуей богини Афины. Возводятся Пропилеи.Строятся храмы Бескрылой Афины-Победы (Ники Аптерос) и Эрехтейон. В центре утеса к этому времени уже возвышается величественная двенадцатиметровая статуя Афины работы Фидия - одно из семи чудес света. В 334 г. до н.э. Александр Великий, собравший под свои знамёна всех эллинов, совершил в Парфеноне возлияние богам за победу на реке Гранике. В эллинистические времена Деметрий Полиоркет превратил Парфенон в свой дворец, где устраивал свои знаменитые пиршества и оргии. В 160 г. до н.э. Герод Аттик возводит у подножия скалы Акрополя театр Одион. В византийские времена Парфенон был превращён в христианский храм - сначала Святой Софии, а позднее - Пресвятой Афинской Богоматери. Эрехтейон также стал храмом Богоматери. В Пропилеях разместились храмы Пресвятой Троицы и Архангелов Михаила и Гавриила.

Затем наступила череда захватов, войн и разрушений. Первыми захватчиками были франки. С приходом католиков Парфенон становится католическим храмом Santa Maria di Athene. В 1456 г. Акрополь захватывают турки. За последующие четыре века турецкого владычества утёс претерпел наибольший урон. Парфенон турки использовали как пороховой склад, и взрыв уничтожает значительную часть здания. Эрехтейон превратили в гарем. Храм Ники разрушили, чтобы использовать его мрамор для укрепления стен. Однако великий храм так прекрасен, что даже враги не смогли устоять перед его красотой. Английский лорд Томас Брюс Элгин оказался по отношению к Парфенону более безжалостным, чем турецкий генерал. Он был назначен послом Великобритании в Константинополе в 1799 году. Пользуясь тем, что Великобритания и Турция как раз заключили военный союз, Элджин получил в 1801 году от турецких властей разрешения послать группу мастеров с целью детального описания Парфенона, якобы для того, чтобы построить себе дворец по этому образцу. Однако рабочие занялись не описанием храма, а демонтажем скульптур Парфенона. С фронтона храма откалывают целые куски бесценного мрамора, из храма Эрехтейон грубо выламывают колонну и одну кариатиду (колонну в виде женской фигуры). Разграбление Парфенона длилось десять лет, с 1801 г. по 1811 г. Грузовые суда лорда Элджина совершили в общей сложности 33 рейса из порта Пирей на Мальту и оттуда в Лондон. Иными словами, это была не единичная кража, а систематическая и хорошо отработанная операция.

В 1816 году британское правительство купило у Элгина фрагменты Парфенона на аукционе, который специально для этого и спровоцировало. Это было незаконно, так как по Венской конвенции 1815 года Великобритания должна была вернуть фрагменты Турции. Чтобы избежать этого, коллекцию лорда Элджина объявили "частной". После обретения в 1830 г. независимости Греция неоднократно обращалась к Великобритании с просьбой вернуть фрагменты Парфенона в Афины. Однако и это предложение не было поддержано британским правительством. В настоящее время в Британском музее находятся 16 из 64 скульптур с лицевых фризов Парфенона, причем 6 из них фрагментарны, т.к. недостающие их части находятся в Афинах. 17 из 28 скульптур фронтонов (остальные 11 в Афинах), 56 пластин фриза (еще 40 в Афинах), из них 16 фрагментарны. т.к. отсутствующие части хранятся в Афинах. С самого первого взгляда вы убедитесь в том, что перед вами уникальный шедевр мирового искусства. Красота, гармония и грация этого здания сохраняются на всю жизнь в памяти каждого посетителя.Первоначально на месте Парфенона стоял монументальный архаический храм, датируемый VI в. до н.э. На его руинах и было воздвигнуто классическое здание из белого пентелийского мрамора - храм Афины Парфенос (Девы), построенный и оформленный между 447 и 432 гг. до н.э.

Строительство Парфенона примерно совпадает со временем правления Перикла, по праву считающимся золотым веком Афинского государства. Во внутреннем помещении классического храма находилась статуя богини Афины из золота и слоновой кости работы знаменитого скульптора Фидия. По традиции, у этой скульптуры завершалась торжественная процессия в день празднования Великих Панафиней (праздник, посвященный Афине и отмечавшийся раз в четыре года). Изображение процессии можно увидеть на фризе Парфенона.

Дворец Ахиллион (остров Корфу)

Строительство этого известного сооружения завершено в 1892 году. Его соорудили для императрицы Австрии Елизаветы, которая, впервые посетив остров 30-ю годами раньше, была навсегда им очарована. По мере того как год за годом, пока императрица жила в Вене, ее супружеская печаль все увеличивалась, в своих мыслях Елизавета все чаще обращалась к острову. В 1890 г., приобретя в собственность землю, она распорядилась построить дворец, достойный Ахиллеса (отсюда и название). Но лишь несколько лет довелось бедной Елизавете, наслаждаясь местом, пребывать здесь в полном одиночестве. Луиджи Луккени, сумасшедший анархист, в 1898 году убил Елизавету в Женеве (Швейцария). Памятью об этой несчастливой императрице остается Дворец Ахиллион. Долгое время не находилось покупателя, достойного Дворца, пока немецкий кайзер Вильгельм II в 1905 году не посетил Корфу. По приглашению греческого короля Георга Вильгельм стал гостем Ахиллиона. Пристрастием кайзера были археологические изыскания, а Дворец оказался для них подходящей базой. И кайзер посчитал за счастье приобрести Ахиллион в 1907 году. Среди разбросанных по земле статуй только одна, как считают эксперты, имеет возможное художественное значение. Это "Умирающий Ахиллес", произведение немецкого скульптора Эрнста Хертера. Скромный музей Ахиллиона состоит из капеллы Елизаветы, комнаты, заполненной сувенирами времен ее пребывания в Ахиллионе, и апартаментов кайзера. В декабре 1962 г. хозяином Ахиллиона стал западногерманский концерн, и в течение многих лет Дворец функционировал в основном как казино. Сейчас игральное заведение переехало в отель Хилтон на Корфу, а Ахиллион реставрируется.

Древний театр Диониса

Поднимаясь на холм Акрополя, вы увидите слева один из древнейших театров в мире - театр Диониса. В V веке до н.э. четыре великих древнегреческих драматурга (Эсхил, Аристофан, Еврипид и Софокл) впервые представили здесь на суд публики свои произведения. Первоначально ряды сидений и сцена были из дерева. Их реконструкция в мраморе была произведена в IV веке до н.э. В наше время сохраняются лишь фрагменты каменного койлона. По мнению специалистов, театр вмещал 17.000 зрителей. В древних Афинах представления в театре Диониса происходили на средства обеспеченных людей города, так называемых хорегов (спонсоров). Хорег, предоставивший средства для лучшего представления года, получал приз от городских властей. Когда богатый Лисикрат получил этот приз в 334 году до н.э., он решил построить специальное здание, в котором приз был установлен и сохранился до наших дней.

История Лисикрата и его приза был лишь первой страницей в длинной и богатой событиями "биографии" памятника. В 1669 году башня была куплена братией ордена капуцинов, основавших неподалеку свой монастырь в 1658 г. Именно в этом монастыре остановился лорд Байрон во время своего второго посещения Греции. В 1818 году в саду монастыря принялся первый в Греции помидорный саженец, выращенный братом Франсисом, который привез семена помидора из-за границы. В 1829 году некий иностранец, путешествующий по Греции, получил разрешение монахов вывезти с собой памятник, который, к счастью, оказался слишком тяжелым для такого мероприятия. Позднее подобные намерения возымел лорд Элгин, но и он натолкнулся на препятствия, на этот раз со стороны монашеской общины.

Поднимаясь по склону Акрополя, вы увидите портик Эвмена - крытую колоннаду, построенную во II веке до н.э. Эвменом II, царем Пергама. Портик был построен, чтобы служить укрытием от непогоды или слишком сильного солнца для зрителей, собиравшихся в театре Диониса. Проходя через портик, вы можете увидеть руины Асклепейона, святилища бога-врачевателя Асклепия. Храм был построен в 429 году до н.э. после эпидемии холеры, поразившей население древних Афин.

Византийские Церкви

XI и XII века по праву считаются золотой эпохой византийского искусства в Афинах. Почти все двенадцать наиболее значительных и знаменитых византийских церквей греческой столицы построены в течение этих двух веков. Их возведение было связано с укреплением могущества Византийской империи и христианства в результате балканских военных походов императора Василия II. В то же время были основаны некоторые из самых известных монастырей в окрестностях Афин.

Древние Агоры

Древнегреческая Агора находится у подножия Акрополя. В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Поскольку слово агора по-гречески значит "базар", можно было бы сказать, что предназначение всего этого района Афин в древнее и новое время мало изменилось. Существенное отличие заключается в том, что в античные времена Агора была не только рыночной площадью города, но и его политическим, культурным и религиозным центром. Здесь были построены административные здания и храмы, здесь же находились общественные службы и юридические учреждения. Таким образом, древние афиняне собирались сюда ежедневно не только с тем, чтобы купить или продать свои товары, но и осведомиться о новостях, покритиковать правительство, обменяться мнениями или просто посплетничать.

История этой местности восходит к временам неолита, и памятники, обнаруженные на территории Агоры, относятся к самым разным периодам: от классического века до XI в. н.э., представленного церковью Св. Апостолов.

Тесейон Гефестион - храм, который был построен на западной границе Агоры в 449 году до н.э. и, в настоящее время, является наиболее хорошо сохранившимся культовым зданием античного периода. Вопреки устоявшемуся названию (Тесейон), храм посвящен не великому герою Аттики Тесею, а богу-кузнецу Гефесту и богине Афине. Во внутреннем помещении находились статуи Гефеста и Афины работы скульптора Алкамена.

Римская Агора представляет собой единый архитектурный комплекс, состоящий из обширного прямоугольного центрального двора и окружающей его колоннады, в портиках которой размещались разнообразные лавки. К северу от Римской Агоры располагалась Библиотека, построенная римским императором Адрианом, а на востоке - Башня ветров, восьмигранное здание I века н.э., служившее одновременно водяными часами, компасом и указателем погоды. Пройдя вдоль восточной стороны римской Агоры, вы увидите перед собой восьмиугольное здание - часы Андроника, сооруженные в I веке от н.э. Во внутреннем помещении находятся гидравлические часы. Название "Башня ветров" памятник получил от рельефных изображений восьми ветров на внешних гранях здания. Наряду с достопримечательностями античной, византийской и современной Греции, Вы можете побывать на различных концертах, спектаклях, фестивалях и вечерах, проводимых в течение всего года. Существуют традиционные ежегодные мероприятия, например "Афинский фестиваль", а также местные праздники, представления и другие культурные мероприятия.

Ночная жизнь Греции продолжается до самого утра. Ночные клубы, казино, дискотеки, бузуки (где исполняется традиционная музыка на этом инструменте) привлекают отдохнувших после сиесты посетителей.

В сочетании с низким уровнем преступности, это представляет хорошие возможности для полноценного отдыха, особенно на островах.