$
04/25

+7 (985) 774-98-86Телефон:

E-mail: info@advokat-euro.ru

Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, 21

Информация о странах / Франция /

Государственное устройство

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. Конституция получила одобрение 82,5% принимавших участие в голосовании. Голосование одновременно явилось формой осуждения парламентского режима Четвертой республики (1946–1958).

По конституции президент республики является центральной политической фигурой. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962 года, была одобрена конституционная поправка, предусматривающая выборы президента прямым всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков.

Президент избирается сроком на семь лет. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Он председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Впрочем, таким правом редко пользовался даже основатель и первый президент Пятой республики Ш. де Голль. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента – Национальное собрание – и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено.

Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом. Правительство обязано уйти в отставку, если вопрос о доверии поставлен самим премьер-министром или т.н. резолюция порицания, исходящая от парламента, соберет определенное количество голосов депутатов. Согласно конституции, министр не может быть одновременно депутатом парламента. Кабинет министров несет полную ответственность за свою деятельность. Высшие правительственные чиновники назначаются кабинетом по предложению премьер-министра или президента.

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются на прямых всеобщих выборах. Избирательная система пересматривалась несколько раз. В 1986 парламентские выборы прошли по системе пропорционального представительства; каждый избирательный округ избрал пять депутатов, выдвинутых основными партиями в приблизительной пропорции по доле поданных за них голосов в этом округе. После этих выборов система была вновь изменена, чтобы предусмотреть выборы депутатов на основе большинства голосов, поданных за них в одномандатных округах.

В Сенате 321 место. Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей из членов Национального собрания, делегатов от советов департаментов и делегатов от муниципальных советов. Сенаторы избираются сроком на 9 лет. Раз в три года обновляется одна треть Сената.

В каждой палате существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Полномочия комитетов и подкомитетов, весьма широкие во времена Третьей и Четвертой республик, в настоящее время значительно ограничены.

Конституцией предписаны две годовые парламентские сессии. Первая из них длится с начала октября до второй половины декабря, вторая – в апреле и не может затягиваться более чем на три месяца. В любой момент по просьбе премьер-министра или по требованию большинства депутатов Национального собрания может быть созвана специальная сессия парламента.

Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом и становятся законами (если он не накладывает на них временное вето). Когда обе палаты не принимают законопроект, он возвращается на повторное слушание. Если и после этого согласие не достигнуто, премьер-министр может потребовать созыва совещания комитетов, состоящих из равного числа членов обеих палат. Текст законопроекта с поправками и дополнениями, сделанными на этом совещании, вновь представляется правительством на одобрение обеих палат. Если совещанию не удается достичь согласия по тексту или текст с внесенными поправками и дополнениями в дальнейшем не получает одобрения обеими палатами, правительство может просить о третьем чтении в обеих палатах. Если и после этой процедуры соглашение не достигается, кабинет министров может обратиться к Национальному собранию с просьбой окончательно решить судьбу проекта.

Местное управление

Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну.

Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 была проведена основная реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.

Каждый департамент управляется генеральным советом. Этот совет избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна.

Коммуны – важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований.