$
04/20

+7 (985) 774-98-86Телефон:

E-mail: info@advokat-euro.ru

Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, 21

Спецпредложения

 

 

Публикации

"Погода для среднего европейца".
["Компаньон" (Киев).-14.01.2002.-№001-002.-с.59, 60]

14 января 2002

Европейские веяния в Болгарии - встречный ветер для предпринимателей из СНГ.

Правительство Болгарии предоставляет иностранцам некоторые таможенные и налоговые льготы. Однако условия для международного бизнеса здесь далеко не симметричны, и, лишь хорошо вооружившись соответствующей информацией, украинский предприниматель сможет избежать многих осложнений там, где европейцу открыта "зеленая улица".

В последние годы болгарское правительство прилагает активные усилия по приближению условий ведения бизнеса в стране к европейским канонам. Это вполне логично рассматривается как одно из определяющих условий скорейшей евроинтеграции. Тем не менее, но мнению экспертов Еврокомиссии, бизнес-климат Болгарии все еще нуждается в улучшении. Правительству приходится постоянно корректировать регуляторную политику с целью устранения бюрократических барьеров для привлечения иностранных инвестиций и развития местного предпринимательства.

Налоговое поле Болгарии в 2002 году претерпит изменения.

Основу налоговой системы Болгарии составляют: НДС (20%), годовой (патентный) налог, налоги на прибыль, на недвижимость (0,15%), сбор за бытовые отходы (0,3-0,5 %), налог на транспортные средства. А также акцизы на алкогольные напитки, кофе, чай, табачные изделия, горючее, некоторые типы автомобилей, игровые автоматы и другое оборудование для казино.

Плательщиками НДС являются фирмы, чей оборот за последний год превышает 75 тыс. левов (сегодня 1 лев равен 0,51 евро, или $0.46). Компании с оборотом от 50 тыс. до 75 тыс. левов могут зарегистрироваться для уплаты НДС добровольно. НДС не взимается с доходов от таких видов деятельности, как финансовые и страховые услуги, сдача в аренду зданий, предоставление юридических услуг, сельскохозяйственная деятельность кооперативов на принадлежащей им земле, участие в азартных играх, благотворительные взносы. Для экспертов действует нулевая ставка НДС.

Налог на прибыль составляет 15% при годовой прибыли фирмы, зарабатывающей до 50 тыс. левов, и 20% - при прибыли свыше 50 тыс. левов, причем база отчислений в республиканский бюджет уменьшается на сумму уплаченного налога на прибыль в местный бюджет (10%).

Патентный налог платят фирмы, которые занимаются определенными видами деятельности (всего их около 50). Плательщиками НДС такие компании не являются. но оплачивают другие налоги. Сумма патентного налога зависит от места расположения вида и параметров деятельности, а величина прибыли на нее не влияет. Например, для компании-организаторов лотереи годовой налог составит 8-12 %.

Следует отметить, что иностранные инвесторы платят все налоги и сборы, предусмотренные болгарским законодательством.

В разработанном министерском финансов Болгарии на 2002 год бюджете заложены определенные изменения ставок налогообложения В частности, предполагается ввести 25%-ный налог на банковские трансферты в оффшорные зоны. Планируется смещение акцента с прямых на непрямые налоги путем снижения уровня прямых налогов. Так, предполагается снизить до 15% налог на прибыль компаний. Срок возврата НДС планируется сократить с 4 до 3 месяцев Будет введен НДС на пакеты туристических услуг, продаваемые за рубеж, медицинские товары и юридические услуги. Акциз на табачные изделия увеличится, а также будут введены акцизы на кофе и отдельные виды жидкого топлива. Будут отменены винные акцизные марки, а акциз на пиво увеличен. Планируется изменить базу налогообложения недвижимости, принципы расчета налога на транспортные средства и дорожного сбора (с целью сближения с европейскими нормами).

Многие товары из СНГ на болгарском рынке находятся в дискриминационных условиях.

С отменой государственной монополии на внешнюю торговлю в 1990/91 г.г. Республика Болгария осуществляет либеральный торговый режим. Для поддержки преимущества национальной продукции снижены пошлины па импортируемые товары, не угрожающие болгарским производителям на товары, которые не производят в Болгарии или не затрагивают интересы местного производства. В соответствии с обязательствами по Соглашению о присоединении к ВТО уменьшены пошлины на бытовую электротехнику. С 1999 года в Болгарии не взимаются пошлины со всех видов сырьевых товаров и энергоресурсов, медицинских инструментов и аппаратов, лекарственных средств.

Постановление Совета министров от 17.12.1998 г. N 271 регулирует нетарифные меры, применяемые в рамках торговой политики Болгарии при экспорте и импорте товаров. К ним относятся регистрационный режим (автоматическое лицензирование), разрешительный режим (неавтоматическое лицензирование), экспортные налоги, количественные ограничения, защитные меры, запреты на импорт и экспорт некоторых товаров. С целью проведения более либеральной регуляторной политики отменена регистрация при экспорте ряда продовольственных товаров, отменен разрешительный режим при экспорте живых животных и т.д.

С процессом либератизации внешней торговли связано Соглашение о присоединении Болгарии к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), которое вступило в силу с 1 января 1999 г. Соглашение ЦЕССТ предусматривает создание зоны свободной торговли до 1 января 2002 г. странами-членами организации (Чехией, Словакией Венгрией, Польшей, Румынией и Словенией). Документ затрагивает только промышленные товары 80% из них с 1 января 1999 года при торговле с указанными странами пошлинами не облагаются. В торговле сельскохозяйственными товарами со странами ЦЕССТ процесс либерализации происходит более медленными темпами поэтому все они разбиты на 3 товарные группы, отличающиеся методами изъятия пошлин. К первой группе принадлежат товары, которые пошлинами вообще не облагаются, - пшеница, рис, просо, соя, цитрусовые и т .д. Во вторую группу включены товары, для которых применяются единые сниженные пошлины, - мясо крупного рогатого скота и свинина, овощные и мясные консервы, рожь, овес мука и некоторые другие. И наконец, к третьей группе относятся продукты, на которые размеры пошлины оговариваются на двусторонней основе чувствительные и скоропортящиеся товары, табак, сигареты, вино.

Однако опыт показал, что вступление в силу Соглашения о присоединении Болгарии к ЦЕССТ негативно отразилось на конкурентоспособности товаров, ввозимых из стран СНГ. Многие товары на болгарском рынке находятся в дискриминационных условиях по сравнению с продукцией перечисленных выше стран, подписавших Соглашение. Это выражается в том, что с большинства товаров, импортируемых из стран ЦЕССТ в Болгарию, таможенные пошлины не взимаются, а товары происхождением из СНГ облагаются высокими пошлинами.

Иностранный инвестор может получить в Болгарии право владения землей.

Согласно закону об иностранных инвестициях, принятому в 1997 году, иностранные компании могут в Болгарии открыть:

- филиал с самостоятельным балансом (при этом не требуется вносить уставный капитал),

- торговое представительство для продвижения товаров и услуг на болгарский рынок, при этом представительство не может осуществлять коммерческую деятельность,

- совместное предприятие (в виде АО или ООО)

Торговое представительство регистрируется в Болгарской торгово-промышленной палате, а компании, ведущие хозяйственную (коммерческую) деятельность - в торговом реестре. Для внесения в торговый реестр предприниматель подает в окружной суд заявление, учредительный договор и уплачивает госпошлину для акционерного общества или коммандитного товарищества - 400 левов, для общества с ограниченной ответственностью - 120 левов, для частного предпринимателя - 20 левов.

Минимальный размер уставного капитала для ООО составляет 5 тыс. левов. Каптал акционерного общества, размещающего акции через подписку, должен составлять не менее 100 тыс. левов, а без таковой - 50 тыс. левов. Кроме того, предусмотрены также необходимые минимальные размеры капитала для АО, ведущих определенную деятельность. Скажем для банков это 10 млн. левов, для страховых компаний -от 2 до 4 млн. левов, инвестиционных компании -500 тыс. левов.До регистрации вносится как минимум, 25% капитала акционерного общества или 70% общества с ограниченной ответственностью, а последнее должно оплатить каждому пайщику 1/3 доли.

Необходимо также учитывать, что при открытии предприятия иностранный инвестор должен создать не менее 10 рабочих мест для болгарских граждан.

Согласно болгарской конституции иностранцы не могут непосредственно получить право собственности на землю. При наследовании такою права иностранец дол жен передать это право болгарскому гражданину или юридическому лицу. С другой стороны, иностранный инвестор может получить право владения землей, в том числе и сельскохозяйственными угодьями путем создания совместного предприятия с болгарской компанией. По согласованию с Агентством по иностранным инвестициям и местными властями можно получить право на строительство и использование недвижимости для реализации инвестиционных проектов. Право аренды земельного участка предоставляется иностранной компании на аукционе или в результате проведения тендера.

Таким образом, для развития совместного бизнеса с зарубежными предприятиями Болгария уже практически готова. Однако, созданные для Запада льготные условия пока не настолько привлекательны, чтобы резко увеличить приток инвестиции, а "тихая" дискриминация бизнеса из стран СНГ свидетельствует о том, что экспансия на Восток пока еще не представляется правительству Болгарии достаточно привлекательной, чтобы формировать попутные экономические ветры и безоблачную погоду в этом направлении.

***

СПРАВКА

В соответствии с обязательствами, принятыми Болгарией перед ВТО, МВФ, Всемирным банком, а также исходя из национальной стратегии по подготовке Болгарии к вступлению в Европейский Союз, был принят ряд нормативных документов, регулирующий внешнеторговую деятельность. Наиболее важные из них:

- таможенный тариф;

- закон о таможне;

- положение о применении закона о таможне:

- постановление Совета министров от 17.12.1998 г. N271 "Меры в торговой политике", связанные с экспортом и импортом;

- закон о налоге на добавленную стоимость;

- закон о страховании экспорта.

В новом таможенном тарифе с целью полной гармонизации таможенного законодательства с правовым полем Евросоюза были учтены все изменения, произведенные в Комбинированной номенклатуре ЕС.

Денис Черников, Центр антикризисных исследований


Вернуться назад