$
04/24

+7 (985) 774-98-86Телефон:

E-mail: info@advokat-euro.ru

Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, 21

Спецпредложения

 

 

Публикации

"Не страна, а племя".
["Московские новости" (Москва).-12.02.2002.-№006.-с.23]

12 февраля 2002

Иностранцам неуютно в Дании

Недавние парламентские выборы в Дании нанесли сокрушительное поражение социал-демократической коалиции, приведя к власти лидера Либеральной партии "Venstre" Андерса Фог Расмуссена. Новая правящая партия получила 56 депутатских мандатов, а в коалиции с другими правоцентристскими партиями - абсолютное большинство в датском фолькетинге.

Столь массовой народной поддержки у датских "правых" не было с 20-х годов прошлого века. Шведский премьер-министр Йоран Перссон не скрывал своей озабоченности тем, что датскую политику теперь "будет определять партия с ксенофобскими настроениями". Мировая пресса была практически единодушна в своих комментариях, общий настрой которых подытожила британская Guardian: "Репутации Дании как либеральной страны нанесен сокрушительный удар".

ЖАЖДА ОЧИЩЕНИЯ

Главной (если не единственной) темой предвыборной кампании стала проблема иностранцев - "fremmede". В Дании, говоря о "чужаках", как правило, подразумевают проживающее здесь мусульманское меньшинство. Именно эту маргинализированную группу населения избрали мишенью датские политики в борьбе за голоса избирателей. Выборы, по едкому замечанию одной из газет, приобрели "вульгарный характер": популизм чистой воды продемонстрировали все политические игроки. Будущий датский премьер Расмуссен требовал запретить мусульманам совершать намаз на рабочем месте, мотивируя тем, что это "противоречит датской трудовой морали". Министр внутренних дел от социал-демократов Карен Йесперсен ратовала за высылку криминальных беженцев на "необитаемые острова". Лидер же ультранационалистической Danske Folkeparti, Пиа Кьескоф, предлагала основать министерство по делам эмигрантов, основной задачей которого стало бы возвращение иностранцев на родину. Кандидаты от правых сил во всеуслышание заявляли: "Черные размножаются, как крысы". Вопрошая с трибуны, в чем разница между мусульманами и крысами, сами же и отвечали: крысы не получают социального пособия.

Еще в прошлом году рапорт Евросоюза зафиксировал, что Дания обгоняет Австрию по уровню расизма и ксенофобии в обществе. Опросы общественного мнения в Европе свидетельствуют: присутствие в стране иноверцев больше всего раздражает тех же датчан. Против соседства с людьми иной конфессии высказался 31 процент жителей Дании, тогда как среди испанцев недовольны таким соседством только 5, 6 процента. Парадоксальность ситуации в том, что религиозной терпимостью славятся жители именно протестантских стран (к числу которых принадлежит и Дания), тогда как за католиками, особенно испанскими, утвердилась репутация ревнителей веры.

"МЫ" И "ОНИ"

Иностранцев в Дании 5, 2 млн. (7, 4 проц. от общей численности населения). Это самый низкий уровень нацменьшинств среди всех европейских стран. К тому же примерно две трети этого числа составляют европейцы (в частности, норвежцы со шведами). И тем не менее острейшие дебаты уже не первый год сотрясают датское общество, поляризованное на "мы" и "они".

Годами остается нерешенной в Дании проблема занятости иностранцев. Сами датчане по причине низкой рождаемости не в состоянии насытить рынок труда, и не за горами время, когда Дания начнет испытывать дефицит рабочей силы на производстве и в сфере общественных услуг. Однако по-прежнему мало кто выказывает заинтересованность в специалистах, чьи фамилии не заканчиваются датским "-сен". В результате все больше и больше "fremmede" настроены покинуть негостеприимную страну. Причем именно те, в которых здесь больше всего нуждаются. По сведениям Датского статистического бюро, за год страну покинуло 4313 датских граждан с высшим и средним образованием.Недальновидность неминуемо приведет датчан к самоизоляции, считает директор организации датских работодателей "Dansk Industri" Ханс Скоу Кристенсен, упрекая соотечественников в самонадеянности: "Я устал выслушивать безнадежные попытки толкования ситуации, вместо того чтобы признать собственную ограниченность, продиктованную эгоизмом".

Ксенофобия и дискриминация иностранцев становятся привычным явлением. Уже не удивляют случаи, когда служба спасения отказывается выехать на вызов, если просьба о помощи звучит не на датском языке, а в некоторые дискотеки не пускают иностранцев либо вводят квоты, скольким "чужакам" разрешено пребывать там единовременно.

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

В Дании хорошо помнят международный бойкот, устроенный Австрии после прихода к власти националистов. Недаром газета Politiken выступает с предостережением: "Если Дания намерена и дальше оставаться уважаемым членом европейского сообщества, Андерс Ф. Расмуссен должен кардинально пересмотреть свою позицию в этом решающем пункте".

Однако власти, похоже, не намерены отступать. Министр по делам церкви отказал "fremmede" в дотации на устройство мусульманского кладбища: "Не понимаю, почему к мусульманам должно быть особое отношение - им вполне должно хватить мест на коммунальных и церковных кладбищах". А глава министерства по делам иностранцев, выступая на брифинге для зарубежной прессы, высказал свежую мысль: Дания не страна, а племя. И пояснил: нация во многом имеет племенную натуру, что позволяет датчанам контролировать друг друга в социальном аспекте.

Уже объявлено о намерении ужесточить Закон об иностранцах (диапазон мер широк, включая ограничения на воссоединение семей, а также затруднения в получении датского гражданства). Именно это обстоятельство собрало на днях в копенгагенской ратуше политиков-"инородцев", представляющих разные партии и движения. Инициаторы акции протеста рассчитывают привлечь внимание мирового сообщества к происходящему в Дании и не исключают забастовок в сфере общественного транспорта: среди водителей автобусов и такси немало "некоренных датчан".

Между тем Дании в нынешнем году предстоит возглавить Европейский союз - именно в тот период, когда ожидается принятие странами ЕС общей политики в отношении эмигрантов и беженцев.

Сергей Джанян, собкор "МН", Скандинавия


Вернуться назад