$
03/29

+7 (985) 774-98-86Телефон:

E-mail: info@advokat-euro.ru

Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, 21

Спецпредложения

 

 

Публикации

"Париж для богатых и бедных".
["Итоги" (Москва).-12.02.2002.-№006.-с.38]

12 февраля 2002

В среднем от 30 до 40% бюджета общестатистической французской семьи уходит на оплату жилья. Дороже всего квартплата - если речь идет об аренде жилплощади - в столице. Трехкомнатная квартира в 15-м и 14-м округах Парижа обходится в 1200-1300 евро при зарплате учителя или полицейского в 1900-2000 евро. Правда, в большинстве провинциальных городов (за исключением курортов) за аренду платят меньше, но все равно для скромного семейного бюджета это большая обуза. Неслучайно французы предпочитают владеть жильем, нежели быть его арендатором.

Квартиру покупают, как правило, в кредит, выплачиваемый многие годы под банковскую ипотеку. Удовольствие это дорогое: трехкомнатная квартира в Париже стоит от 150 до 300 тысяч евро. Впрочем, 56% французских семей проживает в индивидуальных домах, большая часть которых расположена в сельской зоне. Особенно ощутимо стремление обитать на пленэре проявилось в Пятой республике в 80-е годы, одновременно с прорывом на политическую арену экологических идей. В ту пору каждый год строилось до 2 миллионов индивидуальных домов, для сравнения: квартир в домах городского типа возводилось ежегодно только 460 тысяч. При развитых дорожных инфраструктурах и машине - как минимум одной в каждой семье - разницы в уровне жизни между селом и городом нет.

"Движение HLM - одно из главных достижений Франции", - убежден Мишель Дельбарр, бывший министр-социалист, возглавляющий сегодня Национальный союз HLM. HLM - это аббревиатура от "домов с умеренной квартплатой". Строительство этих домов и управление ими - дело огромного, общенационального союза, который отмечает в этом году свое 170-летие.

Как утверждают французы, первым идею HLM выдвинул великий утопист Шарль Фурье. Он безуспешно пытался создать "фаланстер" - коммуну из 1600 человек, каждый из которых был совладельцем недвижимости. Идея "фаланстеров" долго витала по свету, не прижившись ни в России, ни в Америке, и в итоге воплотилась в самой Франции. Правда, в несколько иной форме. При крупнейших предприятиях стали сооружать так называемое социальное жилье - дома по дешевым ценам. Этому способствовали многочисленные законы, принимаемые разными правительствами начиная с эпохи императора Наполеона III. Как результат - гигантская система, позволяющая расселять малоимущие семьи в хороших квартирах.

Сегодня в Пятой республике жилой парк HLM - это 3 545 839 жилищ с умеренной квартплатой. 67% его составляют трех- и четырехкомнатные квартиры. Есть и индивидуальные дома, их 450 тысяч. "Империя" HLM состоит из 850 предприятий и организаций, в которых постоянно заняты 65 000 человек. Но главное не статистика, а то, что структура HLM, управляющая шестой частью всей французской жилплощади, обеспечивает кровом миллионы людей, живущих ниже среднего уровня. Дома эти из разряда тех, которые в России называют не иначе, как "с улучшенной планировкой". И еще: более чем полувековой опыт HLM так заинтересовал европейские институты, что в их штаб-квартире в Брюсселе приняли решение внедрить специфику французского "социального жилья" в других странах ЕС.

Константин Лежандр, Париж


Вернуться назад